Монетарная политика (monetary_policy) wrote,
Монетарная политика
monetary_policy

Китай скупает портовые мощности по всему миру

    Китай крупнейший мировой экспортер и второй по размерам импортер. Для крупнейшего в мире экспортера критически важно контролировать перевалочные мощности, поэтому Китай активно покупает порты по всему миру.
    В настойщее время Китай владеет портовыми мощностями в 34 странах и еще в 8 странах приобретение портовых мощностей планируется (см. карту).

    ports
    -  красные точки это действующие порты, синие - это порты,  которые китайцы активно развивают, желто-зеленые - это порты, приобретение и развитие которых планируется.

      На карте видно, что наиболее активно Китай ведет экспансию в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке. Но также пытается приобретать порты в США. Пока США разрешают покупать китайцам только мелкие пакеты и только через европейские юр лица. В частности в 2013 году China Merchant Group купила компанию Terminal Link и таким образом получила доли в портах Хьюстона и Южной Флориды.

    С середины 2016 по с середину 2017 годов Китай объявил о начале реализации 9 инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры в 9 иностранных портах на сумму 20 млрд. долларов.
    Китай скупает портовые мощности через 2 государственные компании - Cosco Shipping и China Mercant Group. Раньше они специализировались на морских перевозках, но теперь Компартия дала им другой ориентир - инвестировать в портовую инфраструктуру. Портовые мощности это более маржинальный бизнес, плюс портовые мощности позволяют контролировать рынки сбыта. Т.е. если ты контролируешь порт, то выкинуть твоих производителей с внутреннего рынка проблематично. 
    В Европе Китай контролирует уже 10% всей портовой инфраструктуры для перевалки контейнеров (источник). В начале десятилетия это бы 1%, а в начале 2017 года 6,5%. Т.е. экспансия сейчас находится в самой активной фазе.

    Есть 3 приоритетных коридора транспортировки грузов, внутри которых Китай скупает порты:
    - в Европу через Индийский океан и Средиземное море
    - В Австралию через Индонезию
    - в Европу по Северному Морскому Пути
    В рамках строительства первого коридора Китай строит порты Гвадар (Пакистан), Коломбо, Хамбантота (оба - Шри-Ланка), Пирей (Греция), Саид (Египет), Евромакс (Голландия), Валенсия (Испания), Зебрюгге (Бельгия).
    В рамках строительства второго коридора Китай строит порты Дарвин, Ньюкасл, Мельбурн (все - Австралия), Танжунг Приок (Индонезия). Австралия интересует Китай и как рынок сбыта, и как источник сырья (уголь, скот).
    Третий коридор пока только проектируется. Он предполагает приобретение портовых мощностей в Архангельске, Владивостоке, Клайпеде и Киркенесе (Норвегия).

    Таким образом понятны 2 основных стратегических направления экспансии Китая: это Европа и Австралия. Также понятно что Китай собирается стать ведущей морской державой, как Англия в 19-м веке.
    Европейцы, естественно, не в восторге от экспансии Китая в Европу. В частности 10 января сего года Эммануэль Макрон призвал страны ЕС выработать правила, препятствующие приобретению китайцами транспортной инфраструктуры в Европе (источник). В сентябре 2017 года о том же возопил Юнкер (источник) Но, думаю, их вопли ни к чему не приведут. Китай в итоге возьмет под контроль Европу. Кстати, это в интересах самой Европы. 

Tags: Европа, Китай
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О некоторых последствиях повышения ставок в США

    Как все знают ФРС агрессивно повышает ставки в экономике США, используя для этого все доступные инструменты: повышает учетную ставку, сокращает…

  • Про Джеффа Безоса

    Блумберг ежедневно считает состояние самых богатых людей мира. На сегодня рейтинг выглядит следующим образом Это не весь рейтинг, а только…

  • Про рейтинг одобрения США

    Тут значит американский институт общественного мнения Gallup опубликовал рейтинг одобрения США в мире. Рейтинг одобрения это словосочетание, которое…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments